![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhdJ-TvvkKs3niLaUZpi39d3yq0ARilr0slguc-7KqbVRwCzA2S9fySsZYKBsopdv_P2kG7QSA3oUGa2Q0yWeKRlrZF5h1VJnPuwqf1IabKwyiyNd7zpBJNOn3Q9UbhSEmu8oj-4AZeKl3n/s1600/1.jpg)
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого «Кунсткамера» РАН Университетская набережная, д.3
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgsapk0AVN4sK5Qa65kchl8u9JidIQM3cWIcx3NaDkedVHgeQiq8ThKMxXfE9GnVjBzeMxyUR9YWzUxPNs_ZbwMAsZBE98H0x2jpx69fq-7-_7q_p03L3mSnmlvaWid4VImspYa4pK2vFWt/s1600/%25D1%258F1.jpg)
Кунсткамера (нем. Kunstkammer — кабинет редкостей, музей). В прошлом название различных исторических, художественных, естественно-научных и других коллекций редкостей и места их хранения. В XVI—XVII вв. были принадлежностью многих княжеских и королевских дворов. Так, в XVII веке датским королем Фредериком III была основана Королевская Датская Кунсткамера, упоминаемая в сказке Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине».
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiOGAFPw-oMd1EMPn6HD0vQyLjCzi1EOhocGeSEOIg-NBTGdpjR1_RhaiaHwtNmBUnk5VX7tJpJ1V4QCcoHO8MIK5I9NGFTHtwg_rExkI4INy7It9vKYbiyfGwAM55zq7Y0o3xdaN7x7ymp/s1600/%25D1%258F1-1.jpg)
Кунсткамера — кабинет редкостей, музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjbyVVOalgOuHGfJTV8xtDwnb2EXZ0YGqeNrc8R7INav06rEtNkIJf9LiGokWUkHIocSCl7lgrhf1a89Nng7ZXFnIQSmxTsyJDAnMtr9CDGD2w1-xZZz7yBii7MIaG4NNU0dO2ubzs22eTe/s1600/2.jpg)
Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом российской академии наук.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgGEHEVAzNZbor6ZmOIVdDs4jD3fle-r2bWFxRUdM-emtJG5gAS5tjqVDlfF7kfIcC-Yjg3mzKAavdJ5By6giSVLVNa_O9IMwIke6JmLXATRcMl2R6qbtDQTdC_FbrVxfdewz_qcGnr1Mce/s1600/%25D1%258F1-2.jpg)
История
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjZddNvxbKcCnspYXrFqIsS8C7Q3VIgjMeF3NSQnnU0cDzw1GhHbfa6prGQFDSbfNnkhihtHrss5VgP6Oxwnlbhnjf67SXDbOS7APHzUYD3dYbhwrAEBLfUFR4lNxHUHgyFASEcMxhaKHnV/s1600/5.jpeg)
Пётр I во время «великого посольства» в 1697—1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!».
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhU8UDX8SQymQkdPK2m3lo1enCT-rAryLk1i88DZJs3Zb2rCkYsuTsdi5DJXskjNYp4PnXNxxeGmWgEBEtXRr8Qo7p8QVvuwOmUUfwSyiQxCfH0WTk3_BDOYA__SwtdgMwt2k38FUrAcaoG/s1600/6.jpg)
Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…».
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjfyDyt3QAr_tBb21YDboC6xTDnZ1UwPx_LGKWfWYFDsWhzyEaQlzfF-3Al8DgrVWwgIR0wR1Q7kMXTVbOKXj3hv9ypCWrykZyd2HEu9qiiefwT-naFYuScCpGlN46jgKKa9y2Ik-gBNkZ2/s1600/7.jpg)
Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjUvq7QFgsDSOLyew9kIFUZWmTIVPGfrJR7KzhV6r0Gi9biOcXs8t1pM57x1JAWhDl3H-zMD53K2VeAUDFPy00x_gbnrKcIdntIWojju9QtvjjCw6JAI-_2f6rIX9fyqVRMy74anh3Du9f2/s1600/8.jpg)
Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры, первого российского естественно-научного музея.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgHfKHR6Q3N60xW7KPpiCnsuMyBOgfK0KlrKEZRYKsEqfczzTImZlzxMBUai9FQL6Ws85E2EBTntWMac2EAQafTBKtRoC2Rw2xnPypHnt_F7bwgKHYJk8K4oNDrrsOcyJ_rZCcSIFYPbILF/s1600/3.jpg)
Воробьев
Размышляя о путях просвещения и распространения знаний в России, Петр I обратился за советом к Готфриду Лейбницу. Одним из таких путей немецкий ученый считал собирательство редкостей и создание музеев.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgOHYExYy8brv-gVGIwm3XISdvlVAQTZJCsAEfKl7zp3tutV9_zKkPtDrnWvNjxUyFcWiZ8fI5E4QN04aLncfTljTNT9FIb61KDbBk1K_l9w4vq8Fk2rXEQsyW8dZn3yBwkcKbP4NQEYp7d/s1600/10.jpg)
Эта идея настолько захватила Петера, что претворение её в жизнь стало не только государственным, о и глубоко личным делом царя.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhtB8qdS3eoG16tcLfj7QG9CZXUsaqeUEfLNDN5dgi4l2UPd75epFATSlKWjic-3UnhXuzBvAhyphenhyphenEuRt69zdzgjchFOmvLNhCzpz3DDqWaojhw9fPM-DTX8kWVuAT91_YHfPPIByTBeCueqZ/s1600/11.jpg)
Приводя в ужас невежд и ретроградов, он подписывает указ «О принесении родившихся уродов».
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEimA8z5Qpx6-GDVOlCJA0nGtIt6WrUDxrtEZbgbaj7wqqqTQ8mtu8NrSzoZ22EEkjAdluPu15I82osetlqwq1N6rHPFc5vKz6R44CFTwlk0m-Ys0TIBLtGHSSyBOBWknQgxkEXJoM9wvIHk/s1600/12.jpg)
Ещё в допетербургский период в Москву свозятся приобретённые царем и подаренные ему необычные вещи, предметы искусства, инструменты, книги – всё то, что «может наставлять и нравиться», по выражению Петра – «зело старо и необыкновенно».
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhQCWYdkFO3QUVSwmKsWs8Ne7qVBkhPf_ihQCmgaKPPX23t9zS2OvhTbr5z0hVzVJYnE3J_AtgsMODQQwbW7SC14w6hMvbRrfIuLmAGuSqRbKTRyUFL8_86ki91vei6dhUpvvBJxAcorS1I/s1600/13.jpg)
Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет».
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEj3RptMLaKW1zW_GGFZ5CgTxS8OK0tSnttwvUTaT2vqN4-106T8uuhvMUoQ548X7lanR18MNHG-rpikC0tvlTtLTZKRoVMI3wnZE75zHtfPCZi6tvXJNzSeDzcLrzS2BlkHvlK3WHuFa8YS/s1600/14.jpg)
В 1714 году это, пока ещё более личное, нежели общественное, собрание редкостей перевозится в Петербург.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgbEx0vkGp_0HD1UBmrbub_fxWNClf97_LzV4OkmMw-oiFtf9htMAwK3KL8yjCdwNSSBYPHuaT9W2ndPdxdgfnKUVgEPo90iop0sk6yjRxXkVCrki5xBaVi6Sti5yLXrq4-mruMWQ2VkZ5X/s1600/15.jpg)
Вся коллекция была размещена в Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Куншткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhJkEaygvg6gB49Noglu7DGb18NWrZhpG5VnyX44vIVEeUk2DQ2Bxoy5NGKdDCZU-oHSa763VFY3zBn6mZiO-IthzjzI_ilz6-xETU-yken_GzXAig76qvrECjMhe542DtdNmotY4VzKqAO/s1600/16.jpg)
Во время своего второго посещения Голландии в 1716—1717 годах Петр посетил музей Альберта Себа.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEh-mUIq8oYQW7FbQKdL5GNDFE50bG7wjSigSkCgEyvK6WCWxyQIbfgDi9oOG2ZmGHV4QncjCup5uizWmNElbY1Ox0Z2wW4BHwweFzXoUyPRntUwkXKH_PtN2FhOGDTgbm-HyrGA8QwPcALT/s1600/17.jpg)
К этому времени у Себа возникла мысль продать свое собрание русскому царю, о чём он уже вёл с ним переписку. Личный осмотр кабинета Себа Петром I, по-видимому, окончательно решил дело, и все собрание было куплено за 15000 голландских гульденов и перевезено в Петербург для «Кунсткамеры».
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhqWXYefx7wzf96J-hSudRzTxEelHDDFiloQ9idFClMtWEJ67fa3KY9T674D8dEQmAaIR0xTNQbMoiFDsF4s9j3mxEcxFo-T-2p5qsbf-Y-_md-ua01_AoRDow8gZXdxwdy_lY-0O1wlakM/s1600/18.jpg)
Коллекция всё время разрасталась и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры».
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiMah3t6BX5nl9bhZynptSI7OxLZiUznM8K-aVFotkzStwBhyep1oFZMrucz1IYoH7kvK7kq3AZx18L6nbAb-gFkVBjIomRvxfJRNfRRI6hCBeJ-caa5IZdoZuGSxZoC0XaElg1pEUVrexK/s1600/19.jpg)
А на время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикины палаты» (ныне Ставропольская ул., дом 9).
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhKvqpWzWSnbswlKDTOxYSJXMTIA5zrvwGGL_NWr05kDVO9YU_hwPkeWaSt-QFCIwRfrUUI8ibgVhDl2dTkg7sAqIVQrh6KV9oLhC2OI0eKxmFif-mxz2-o-nUrtiOQBjeFu0urwTr5wWYx/s1600/20.jpg)
Здесь на береговой линии, в так называемой Русской слободе, в Кикиных палатах и разместилась петровская Кунсткамера. При Кунсткамере нашла место и первая государственная библиотека, насчитывавшая 15 тысяч томов.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgrqCP3bt1zvaiOHuo6Kie1oJ7zxHPXtaVeFUOO2mbkddAsDwVv6LufAqMfsCRYtJ8_L7cOodT_5dsYa1vjwgI1nJhqj2l37rDRdQSNyXLFo258m19L0KxhqUVuPcpoWlwa56q74dIAbojv/s1600/4.jpg)
Библиотека. XVIII в. Гравюра с рисунков И. Я.
Здесь же, в Русской слободе, сестра Петра I Наталья Алексеевна основала первый в городе общедоступный театр, вход в который был бесплатный и ходить куда можно было «без всякого опасения».
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiZ69BQ_4_TEZWbN55FU3yr0uighXzywHLobWMJk9WzSSU42vUECizcouZnDc7zCwt-smFbNzQlfDDK-8GYnyObc5JpM32YdtiYrNs3hZdTqZYRZyRv4-RcUgEvRryZaP_cXt3CQp-rUos0/s1600/22.jpg)
Но история просвещения – это трудная история преодоления костности, невежества, консерватизма.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhqPavVS5qvbamq9plhavdADqxTa68zyIJ1fv_syYZLg-96fho4ZqfvNNaCe4LEzm5IrjyT6LrWtRx5V1tuMjiQbOYTTzar4KrOFRLOlsz9M-JFZGz9FMc-tG3Lfpz13aMgI1LSOCA86sVP/s1600/23.jpg)
Книг почти не читали. Театр считали «бесовской потехой». В Кунсткамеру ходить опасались. Тогда «придумано было, чтобы каждый получал при смотрении Кунсткамеры свой интерес: кто туда заходил, того угощали либо чашкой кофе, либо рюмкой водки или венгерского вина.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjbfCSkzygOpH8kPNFn88u1JgBLuF6MiOvLwEZ7cOKAabTMy6RPuFIDxsrdDDHX1Sht67gTB4CsFFoAydDCR2jFiHSOrWo-x8CAbRY6A7Gtiks3Xafeo9h7WjmEGtKGGsDW1CXN-Z-N_Zug/s1600/24.jpg)
А на закуску давали цукерброд».
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEif8ip48aPTbJFcr45zqRwgQqWIdMnm-58AnTT5mandOtk0hv0wREvnG_XBDuZ2gEFpxPleQzfRSIX-ENmiifSkzaQ-vBfLIPF8g_EAaflPd9Zw6PMu8lJij_MSrZT6xpRNAd29vDXOBgZl/s1600/25.jpg)
Новое помещение Кунсткамеры
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgit2wAYDdmVkuHdwZXF4kM9ow0mtHc637i7Wlxk3lsCa17krOZgO3Da-PsmwLOjwsYAyJW49swR1wd2yYeZ9knbJ0KQBuTPPmwiie7HKJnfw_nWXeKZ6qVG6uSSljy0DzNTjVHWUdXRmbh/s1600/26.jpg)
Однажды во время посещения Васильевского острова, Петр I заметил две сосны. Ветвь одной из них так вросла в ствол другой, что определить, какой из сосен она принадлежит, было невозможно.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhONa_iZG3dPkiP9EYq0sIld7CitjdkcgwVjwAy-PSPRUdFoD1cHOAxlXxnzpGMHM6QFmNLNLgMJJoraNsr2mI0RA2TRPDVnDRDKpi3_Am5MEHmy4f2zUR5SwT520n-1YOIPXHvgzVl-wTx/s1600/27.jpg)
Воскликнув: «О! Дерево-монстр! Дерево-чудище!» — Петр приказал на этом месте построить новую Кунсткамеру.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEg2Nfj8ilFfJddP4wjEGNBMDMpBF20FUIxLbV1FFFzNCsh06JpqWhR2Xm6Fk2WQynIa8uoPf4emE4TWBoI5gEoljpDJUN3lZX9S_lQfwrXNArbTZCdNPuCvB7hLNughjW4Azr1kPWGvKgj2/s1600/28.jpg)
Удаленность Кикиных палат от центра Петербурга снижала ту роль, которую придавал кунсткамере Петр.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEitrZ338bCdcviu-pr5GOoVnhfwFiKERRCVuBlqdgLvQIuiu1KWVGikS-aUDY_D0whThNsIJuKnhjfuwGj9vcX9UUxj4G3Tv8JHXQPdwKh9khlUKDv5SGxfPvvuOsG5KErDnCrC7QbAS2NG/s1600/29.jpg)
Поэтому одновременно с переносом коллекций из Летнего дворца в особняк опального Кикина начали подыскивать место для строительства специального здания.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEglSr9p-KhiFwN9SoCedov2a6UxOGhdhIVMabfzqKcXjfPBIZDyKyGAxQind7mODDBEEDeAPb880el3U4fMMSaksbItGf8cB1hPwLs0DaI_RPGMCz4Eqe-uNIqwJbtrTeEtLstpE4f8Vrep/s1600/30.jpg)
В то же время у Петра окончательно складывается решение создать на Васильевском острове административный и торговый центр столицы.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEil-9FdBvCiXUBf45Nb_0vShvH4jNzSp4nc1RqK3pxfZ5lkR94eyWM7WSXLAfuIQ0b-t3Ou9Iu6QHWfrRXOQpY6s8zq_aYX7sXMml0iwkBW9Gmh6WMunvJfUn84rYFvs0rbn1uip0b3HjVm/s1600/31.jpg)
В 1716 году Доменико Трезини разрабатывает проект планировки острова со зданием правительственных учреждений, гостиным двором, собором, площадью, портом и рядом построек общественного характера.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjLdYDfQXJmGSfhACdcIgs9UN_SipV6IVQC7j8Oh2wTvQyJ3XZGPYpMln6VXNa9EBWqXeZNmPprZqbN2nFL1i5x620tmjFUju7wJiGTMH0l8j1epl1XY-youDeqyD96i_nLo_BxQ3jIKbDz/s1600/32.jpg)
Первым монументальным сооружением на территории Стрелки Васильевского острова, заложенным в 1718 году, и стало здание будущего научного центра, общественной библиотеки и «анатомического театрума» — Кунсткамеры.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiYyCNnyqwP_V0oLRajyzSNX0VISLUvcYX6sEh-Kv1CHDQKPiEmvH4s7Da40ZukskxYd62Mxx7aX7yBhvRUdV525SmbtaZSX6T_hVo4CVtTp7zl6ynhRHxhGWSBf7no6G-JbJDI89vwbbei/s1600/5.jpg)
Проспект вниз по Неве – реке между Зимним дворцом и Академией наук. Гравюра раскрашенная Г. А. Качалова и Е. Г. Виноградова по рисунку М. И. Махаева. 1753 г.
Здание заложили в 1718 году. Первоначальный проект Кунсткамеры создал и строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. После него возведением здания вплоть до 1734 года занимались другие архитекторы: Гербель, Киавери, Земцов. Строительство продвигалось очень медленно, с большими перерывами. К началу 1725 года, когда Пётр умер, были возведены лишь стены.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEg4AtbWz5ALMcgl0CRoTpPj7HCBeNe25tc8ScQAtcGZEKVnKk7FO6w3B-vvvJzxW2aMIM9m8RPPkaV7b59YTxjOwknOWBzhalGjN5cuZpaf4Hy5wrX0Oh15UjC0uRF6bjLIL_3_pCBfjhdw/s1600/6.jpg)
Вортман Христиан Альбрехт. Разрез двусветного зала Кунсткамеры
В 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции. Завершенное здание было в своём роде уникальным: ничего похожего Европа ещё не знала. Оно было так всесторонне продуманно, что без серьёзного ремонта простояло до наших дней.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjcFMzTVzi0WOwBWJ37cClIQmFfbZhx-uVBABmniddNFtkGYTeSAiG1JBAB1Fn-M3Q-RGONA_16cM2GSMyR_2fkA-nHMkq10SXKaT3iCgIz7_0ri50pV01u9CPWalrxVl7EPcpvKBInLXE4/s1600/35.jpg)
Здание построено в стиле петровского барокко, состоит из двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — Готторпский глобус (с 1754 Большой академический) и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhjkSxNtruMin0z6o1bixBijzrkv4oh569DQox_tY2VYBgIcUgE53P_nvIiRYTHf60meT7d8jA-NXV6KL_SBPOGC0FWFEExdhD00s3itWcPAjxgjs2z5evO9NmDjL5mzzn2qmRZsUQV1Ozq/s1600/36.jpg)
Официальное открытие состоялось в 1728 году, хотя строительство и отделка помещений продолжались до 1734 года. 5 декабря 1747 года произошел большой пожар, в результате которого пострадало главное украшение Кунсткамеры — башня.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhellPMi_CH4lzSlgCJnKcDA8bXDcKjfksPeEayci2B6i9IROXTO5lHnnoIRO36NigCxZxVlJ5EMC08s94h5F7n8t-PqjRkysmvlfnBOly07fiXBeoZKGyfIY1PAh7vf2x67WklgeFYPy29/s1600/37.jpg)
Привлеченный к ремонту С. И. Чевакинский изменил и упростил фасады, а от восстановление башни и затейливых барочных боковых ризолитов вообще отказался. В таком искаженном виде здание простояло ровно 200 лет.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjPMBAQRR9GR1U7O-4o330EJqJg_EE9JKw-u_md0W9oXVC7eGnnO5LC5D-EoHFG5cRDqQJfNF7cUfZC3YFV0f2WnUHuWFsTmJo4LciPegqwU0dNwwi0SaP8Pxc6zKZDlHaMlBytqXkhaOod/s1600/38.jpg)
В 1777—1779 интерьеры украшены 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М. П. Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия материалов в 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEg_Lfjm_hQSQ9KNC4ZKOBWUUCEMnqLaHIa-2qNLO9lK_WTLriWacB48sog4u0t8Cn9Shs-Jvmnk2hW543Jl49rknEGFlX6HHMfO60YKCrb-gUt5SOvPMKs1el818sRbF3PaWU9G5lAvehmo/s1600/39.jpg)
Только в 1947 году оно было подвергнуто научной реставрации и восстановлено в первоначальном виде по проекту архитектора Р. И. Каплан-Ингель.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiB0Jieie8XyBTL1dPlR-pkaN1DEhzV5i2oZymM9SxxPe2U_hTYdFPpC_G3wHVZnIRaW6q-lq4HtesoCrPILiHLzeeCbSry8jkdIjUua7x8hfHebmicd5oBHIV06kkmu5FV_-7Wxlz8s-ao/s1600/33.jpg)
Разделы музея
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgRlk_KSWO8ahwEdZbnXUzZhc5OM5DgcmyYjCjBtRj_IVfrJ2zvj80K1QgS3qTJjXoVp082-irnGOKrUeYLH-DXY7XwAUAbS9-C7_fhg7JxsbcL9NKmPnsRVmmW74xeAxQnK6U45qZkbTpS/s1600/34.jpg)
В Кунсткамере имеются богатейшие коллекции по традиционной культуре и быту коренных народов Североамериканского континента — эскимосов, алеутов и индейцев. Особый интерес вызывают композиции: сцена лечения больного шаманом, ритуальный танец вызова дождя и другие.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEi_0De-qpT23t0II5c2MdAGrh-3054Whii93P1jD7vFyRG99Eznhp3nAByrMjpwVXfsXWJ_PSCctEbha66t0TLt-hIGFEloBWgDiLBTwuglqUFfmIta3KJEAmDLAXR59KrKqAbv9PYaDCiu/s1600/7.jpg)
Плетеная корзина, украшенная раковинами-вампумом. Индейцы Калифорнии.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEh0xqaVLxiE2HibHf7ouzChuN0KK5o4EVOCSY_3oUJ3_h0Poz3eMTNNPwJpunEiyJbrwV2v4NvLFBlFaC2BoUwI3mdUp_JokxZ1WRMu56J5Q18EdIvfZAhyCu9pAaYedfXjMyHF6qPUZIkV/s1600/43.jpg)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEh0xqaVLxiE2HibHf7ouzChuN0KK5o4EVOCSY_3oUJ3_h0Poz3eMTNNPwJpunEiyJbrwV2v4NvLFBlFaC2BoUwI3mdUp_JokxZ1WRMu56J5Q18EdIvfZAhyCu9pAaYedfXjMyHF6qPUZIkV/s1600/43.jpg)
На этой экспозиции представлены быт и культура японцев и айну. Одним из основных промысловых занятий на острове было рыболовство и Кунсткамера обладает большим собранием разнообразных снастей: крючков, сетей, ловушек. Самурайские доспехи, выставленные на экспозиции, поражают отделкой и сложной конструкцией.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiMR2fVJJ2R1kYSjji13BEhB2wv7lIyN0baL5ia-EVE59LR3GjJEoveXx3MFr2sMS1JuVjCxusWuQTyPgBg2J86F1naADOc00S28WZlFL1ydhiT8QmhtCOPRc-FPTtSygZMfxdMtm2Ndcn0/s1600/44.jpg)
Зал, посвящённый Африке знакомит посетителей с историей и бытом многих народов, населяющих Африку южнее Сахары. На экспозиции представлены различные орудия труда, бывшие главными орудиями земледельцев. Также представлены предметы, искусно вырезанные из дерева и кости.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgE-FEgg8K8MYPtJTyYmKWs-Qh4lGPOQD1JU4FlwAGIy9nDdtm582ZXkE-aDUH0YVHyMY8JtCPxV270T_qlMGPXX8YhhO6T22N5qpctSkLyo5GbXRxDNq5AlNzA8kuWhyphenhyphensPOFt2VRCgToiq/s1600/45.jpg)
В Китае проживает 50 национальных меньшинств, и экспозиция, посвящённая народам Китая, характеризует лишь основные стороны их быта и культуры. Китай считается родиной фарфора и музей располагает многими предметами из фарфора. А также предметы из перегородчатой эмали, камня, дерева и кости. В зале Монголии интерес вызывает жилище кочевника — юрта, а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. Им украшали одежду, орудия труда, седла, попоны и многое другое.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgHSKpOAflvndUExN_X4gOh4TNix9ntTmMFoPQmvLs4N8CtZkLxhEZtAHzpdj6DH3MF0jZy6wagdBlchn_SvO2LOv61672Z0HjTASLZtEaFzbZyBDjy-d76rsHzBh4Vjw2O9yVl3Ori0xDe/s1600/46.jpg)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhtlJN59ojHjawfsoIPhXp71UY5oceuHc2gySwfHfy9RZlr914Rp-Ejo5Yt3IN_JwyQ0HtkCVWhwv4z4-KP1lFRjCj0mqNMhoMKTYA8NZkQxuGZYq2hpwQuKhXcuXdryh4pspfznxGBIGIr/s1600/47.jpg)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhCV-YPmq25cXuobnPqOGAVBGVKuLDxtfidhiCHAa6c39LrfIXTYRFXUayDauszMh_yJ8X8XvzQ6qf1kG61dVS3AkymAFY7W7rRkSt30nz-fD6w5eAmPFvTCduMWNVH1Gd_DUZ1KPeU9hGe/s1600/48.jpg)
В III в. до н. э. создатель первой всекитайской империи Цинь Ши-хуан, озаботившись достижением бескрайнего долголетия, не раз посылал в далекие моря экспедиции в поисках островов, где обитают небожители-бессмертные — люди, которым подвластно время и стихии, — удивительные существа, в веселье вечности путешествующие по морям на невиданных кораблях, которым не страшны любые шторма. На ладьях небесных.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgy0GHveWfYDZr5tTIBLFimyTOXPB8_rVAF0HtLFTVPEPQtycYj19swTtiFZ4hVg3dSROjrPW-XlRsj8iH365wtlh2dSXVDD8XmdmcSuyD8X6-VwtMYglSBX2_Yk6BnUSLJlnkazGscyH37/s1600/49.jpg)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgPa6dHBjDS7gguJltvB3gqbfAERCQiS4nG4QVhz3JybQH-SpTyOh_p4zPjQYA67xwoSFT3T2zXaUt1jqE5aXMLp3R-hefiyUHkQBDc-AKbot9UQHYbO1XDlNMXQLGEmbsZvvoBhVtgN8IL/s1600/50.jpg)
Трудно сказать, были ли похожи эти ладьи — ибо кто их видел? — на выходившие из рук китайских мастеров макеты, модели и игрушки, и в частности, на эту игрушку — механический кораблик, представляющий собой модель традиционного прогулочного судна, на котором, в сопровождении слуг, музыкантов и танцовщиц путешествует знатный китаец. Корпус корабля выполнен из дерева и обшит слоновой костью и жестью. Фигурки музыкантов и танцовщиц также сделаны из слоновой кости, а фигурка божества-покровителя — из янтаря. Внутри корпуса скрыт механизм, напоминающий часовой, который заводится с помощью ключа и приводит в действие расположенные на днище колесики, благодаря чему движется корабль, а также фигурки музыкантов и танцовщицы. Из-за серьезных повреждений не удалось реставрировать этот уникальный механизм полностью и восстановить механику в её первозданном виде — ведь эта механическая игрушка была приобретена в Пекине в 1719—1720 гг., когда там пребывало русское посольство во главе с чрезвычайным посланником Л. В. Измайловым, то есть более двухсот восьмидесяти лет назад. Именно тогда при дворе маньчжурского императора Канси работала часовая мастерская, где китайские умельцы под руководством и наблюдением европейских миссионеров-иезуитов впервые начали изготавливать подобные механические игрушки. После смерти Канси, в 1722 г., мастерская прекратила свое существование: последующие владыки Китая не интересовались европейской техникой. Судьба этого кораблика непроста: точно не известно, были ли такие игрушки подарены посольству Л. В. Измайлова или же были куплены благодаря связям секретаря российского посольства Лоренца Ланга с европейскими миссионерами. Дальнейшая история этого экспоната также окутана тайной, ибо ещё совсем недавно считалось, что после пожара 1747 г. в Кунсткамере не осталось коллекций, относящихся к Петровскому времени — и вот, теперь, после долгих, занявших несколько десятилетий, исследований, в собрании музея был выявлен уникальный экспонат петровской эпохи, редкий в собраниях не только российских, но и зарубежных музеев.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgVbUhfAyJuD5eD2XIqinCRiOaGoDf4-1N9kGxlWyh1CWETsAzI-DkxnOdmCrOTGDp1jGA2QT1GaAc2v905rq6uEtpJghzJ-TDQL0pabl5UJ5rxzDL5lO7Txbl_OyGs7OGdXR_pF53mpD2q/s1600/51.jpg)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhh3I-Hgqj1EmM74GzTnbsgKY9HoCYIqQSuUYmUHNdIuUnmrMsGWq0ugsmbCeFo4HvaqmcIVDJKuDU7Nw6eZj3PlJVHVCJpE3dCKxRwCo50bx5WGIfsA-G3Oi2qGRDrsf3nAo_Vw1URWh0P/s1600/52.jpg)
Дирекция МАЭ (Кунсткамера) РАН выражает искреннюю благодарность сотрудникам Государственного Эрмитажа, прежде всего, М. Л. Меньшиковой, оказавшим неоценимую помощь в атрибуции и реставрации уникального экспоната.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiREH-jeGULX7N6kNy59gh7Vs58hyu-MCZGGE1a4IB4zQNCKokkoMV_4-jA4lNtR1pp9jGczrxyPgkiAzPw9rmKgaBCHX4l5ki4p5Idzb_qhKyV_swT77WjCvftHr4Om1nTf69aouuUoldq/s1600/53.jpg)
Раздел музея, посвященный народам Южной Азии — один из самых богатых. В Кунсткамере большое собрание резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Также представлены коллекции различных масок, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток. Индонезийский раздел обращает внимание на кинжалы-крисы. Лезвие этих кинжалов изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени. Также интересны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhROMrrB0ITZXmpa1fP3IwJA9dNHKnPvCWC9gmvKDsK3WylRVDYCaZKq-OssVhHDg72wpIbx3fez7rfKBDzXGKder0l7zkn0H5plwLsTjc4_55AZiUGNIQh7e2ZujDKt-rDI8rrIhIbYAPQ/s1600/23.jpg)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhWXanz9uILf2DKqRGRPuN8hyt9TZQ_sCa04HB16CptiHSmiP1QMYk9Bt4aTh0jw2O5XjA0yDEOc_smGPNNqwUikYAG6LuF42vAbEbGsJkbqfTrMgUbNE2UH7aYQeXVzYiGO4fvyHzIbaIm/s1600/55.jpg)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhz4inlJacy1DwJVpwOtooSS6ScnbAXhvrQ9aS1KcrQnPT0QsGrtetKxTjA15u4aY_s1Um0jvVBrpRFQmv2r5lmUZaPLVJITr6M7jThe1OhEs14MF43LX1VAA0L_kjg3kqA5VW-W6nngPPk/s1600/56.jpg)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiBiJ4RFYdwpgUfr2evdd8UHdxUUv_1NWJeiJ8zzXZaG0LtHuMMHfmzr-uXwODjpXpPLG15z2ZCdekQ5IuiROVs5MPh_IvWt1eMJvuO7qEYR4n2fTjGgE1aKDdJsIERae5cRpRELXfOSzbi/s1600/57.jpg)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEh5HQ22uNeqO4_vBHWJ-aCNt5RPDQPeHx_og-Ir4I6l51-FVV6vIgWgwT66EXqIKbFpDXc2v5TzJ72pq35PyiCaC1SEMI1EFjNmvKrGnb_fvy7kHcaaTYgC9zZ6J0CEKM6ABlGL6PKwVZiq/s1600/28.jpg)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhiwKoO2wrN5UAHP_TETDMmhAL8Fz02KumT_xRpFMjWE-gdGPnhHgDRiuOfft92G7L926WIkotvO3ky9penJ8q1F_1iO3IgDcc3EWCX-DRGaH0FjBik0AkxVIwLeln3IOyJFO_n-NfuudS5/s1600/29.jpg)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhhCWGuQ6SnVEKWaBrc2ZwR4P4zl_0LsgRO0nC3ZKn6PEvvumi9MdmAylcQjsKflZkXocs5tCXoX5MRx82CrDag8cnnsXyD35UD3_-uvm1seBLTsCCMHU7yfyGFie2hEFsSHR9zdxTP-2Py/s1600/30.jpg)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjjOg8YSCLo0UMfqXebAMhn0utbR5sztdkGzYPna9JU95r9JyV9bRQW4_HOf3UUodnaRXnqbkxT6jUBi0gdHKUohejBsy1Zn4y0An74gzZoXprW5HOUCrPbP49jTHDCF1F8kUtWj7MC_aLg/s1600/61.jpg)
Здесь представлены примитивные орудия труда охотников и собирателей.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgT5Dm6e7imfbZohsjIHKp18rjG9ys53eem8nha3nB_64Om4OaUgWyTWDsHZjc9_7vkuDBsUhAn75DQBjoRrfigu0DuZxpZ41tiSupOmFSwupxOGQI8Uqyp1l8fQrbTsvBq28-ORiuqXnMp/s1600/62.jpg)
В этом разделе собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, сиреномелия, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiiETXXz8Rmuph2abdvaQFvtGRo6s6VWUV42wrywLx-h28Lg3w6HmpOKPbWGTj0XwyRKwIGahrZy_o_GteFSa80eDeVdi0gLxbJg_E9O_33gD_Y4E6Vb6Z0c5c94kArBJDyMEnBu3wmUTNZ/s1600/63.jpg)
Экспозиция рассказывает о коллекциях «кабинета натуралий» Кунсткамеры и их экспонировании в XVIII веке. В 1716 году Петр I приобретает для музея у голландского аптекаря и коллекционера Альберта Себы собрание препаратов экзотических животных, рыб, рептилий и насекомых, показывающее огромное разнообразие фауны земного шара. Сегодня посетители экспозиции могут видеть небольшую сохранившуюся часть этой коллекции.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgi4VKJgAqT8vHjCSU6do2badmKTbgxaq66ePWjbaNm_J_scazAL-CaGseBiovvenBeFdNOeiGrUIbqlR1KItYym-T1rdS1s5ol5CnLLYTp0ZTKjZ5SXcZAa2RBh-DLHSLXJbyLmne-FR62/s1600/64.jpg)
Известно, что особый интерес Петра I вызывала анатомия человека. Прекрасно понимая, как много дает знание анатомии для хирургии и общей медицины, Петр купил прославившееся в те времена на всю Европу собрание препаратов знаменитого анатома Фредерика Рюйша, которого называл своим учителем. С точки зрения науки начала XVIII века, для постижения нормы было чрезвычайно важно изучить аномалии развития организмов. Петр I издал указы о доставлении в Кунсткамеру живых и мертвых уродов для составления научной коллекции. Она послужила основой для исследований первых анатомов, приглашенных работать в Санкт-Петербургскую академию наук.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiXsVmNkFzbExKu1r51dujAmzjDOycMp9JPMJ35Chcvxzfj0wfsx_uGigFydawYREN04mADQpYIKqWdZHPXirYNRNhf3-ku8Y0hWJ7OvZyB4352cBIw3MIjY9JJ90PxeJShoOnGGWHR0b-A/s1600/65.jpg)
Все экспонаты, демонстрирующиеся в этом зале, связаны с деятельностью Петра I, его научными интересами, замыслами и распоряжениями.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiDq9K_6QLJp_-Jcvxa7KLdbQqalHm3xFOJEpn92ONq5woNSgerZP-nk5qrj1ceM-rP4hVx0JlKPKA4L6vSXRzm4ZYKcTHpH7qXG5Dc99Jy9Zhz7a-BxWwadv9CMi21NJh7eiWeDaVwwug2/s1600/66.jpg)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEh6NIU5HvhcU9IZP77uymHi3iV_sqA7yxgou7XEZC5MvmqNDx6B9HdmAn5Zx7OsujoS1FYB3eD-xB2mNSm0uUbC1GLUc69ZsDGbP7EvroLms8-3f4BxxS6gbTSbg7S0UqGr5_9uio7IzjfM/s1600/67.jpg)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEh_GxI_3riq9YW5_uwROJ_XvThBZ5kq76NW-YDc2JUlv5NKtD5Acg7FfXgGdX8gfPlPi37Yf9caMZR3SND508PVAXYzOsgPqwz4T-D9x4qkanxvmDkFmRYMR7lhsHbziDbz7ztMZ5RiaKe0/s1600/68.jpg)
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEg_x1sMtsM-IvzR5Ohwg8ixjrDE8czqEvFUV6BYbF3RyoU43vVw0TDqEHTVaBGwXy5ZJxrhIHD-2h1e3jV5GE68xibMEnoDexT2_3TBfgCsgcrQz6UqzqkeX9A7WJkgPaD-3RjAQw4A54mE/s1600/37.jpg)
Раздел включает три экспозиции, объединённые под условным названием «Музей М. В. Ломоносова». Экспозиция «Зал заседаний («Конференц-зал») Петербургской академии наук» представляет повседневную деятельность первого научного учреждения России и биографию М. В. Ломоносова. Две другие экспозиции — «Астрономическая обсерватория Академии Наук» и «Большой Готторпский Глобус-Планетарий» — освещают ранний период истории Кунсткамеры, когда в башне здания располагались Астрономическая обсерватория, служба точного времени и условная линия Петербургского меридиана.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhD4TrMPVky5dO5G3-qnSfzBaCL2um5sLjKVJc9ob6Yf7IVBamyn4S-oJiPg151qMWosi0Usa8cFjNLaZlBb3uLRUUBPXP6_er0-m7gPk1F2rEVlshwMnMrqUEbzHQ9Pr_4FE5GIMv6-55i/s1600/70.jpg)