👶 Перейти на сайт 🎥 Перейти на сайт 👀 Перейти на сайт ✔ Перейти на сайт 😎 Перейти на сайт

ПЕРВАЯ ИСПОВЕДЬ (Повесть об Алёше) * ПРАВОСЛАВНАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА * В. Малягин * Православная детская библиотека













* * *
<<==  ♦    ==>>
Глава шестнадцатая
МАЛАЯ ПАСХА
Утро воскресения было неожиданно хмурым. Алёша с трудом разлепил глаза, минут пять ещё полежал в тёплой постели и лишь потом поднялся.
Потом они с бабушкой читали молитвы: бабушка по своей книге в чёрном переплёте, а Алёша — по маленькой книжечке, которая называлась «Детский молитвослов». Молитв в нём было не очень много — «Царю Небесный», «Отче наш», «Символ веры», «Богородице Дево, радуйся», — и Алёша прочитал их довольно быстро.
Пока бабушка дочитывала своё правило, Алёша прилег на диван и даже чуть-чуть задремал. Ему привиделось, что рядом с бабушкой перед иконами стоит высокий человек в священном облачении. Алёша как-то сразу понял, что это диакон Фёдор Овсянников. Диакон Фёдор молился вместе со своей дочерью Дарьей. А бабушка была совсем молодая, никакая не бабушка вовсе, а скорее девочка.
Забытьё длилось несколько секунд, а потом Алёша открыл глаза. Бабушка стояла перед иконами одна. Алёша даже оглядел комнату — а вдруг?.. Но в комнате, кроме них, конечно, никого не было...
Погода стояла довольно тёплая, но с неба изредка падали капли дождя. В храме уже собрался народ. Все здоровались друг с другом и с ним, Алёшей, а он здоровался в ответ. Лиза уже была здесь.
Они купили свечи и поставили их, как вчера, перед иконами. По храму прошёл отец Михаил, здороваясь и благословляя прихожан, и вошёл в алтарь. Началась служба...
Сначала молодой человек с усами что-то читал по книге.
— Это Часы читают, третий и шестой, — тихонько сказала Алёше бабушка.
— А что это — «Часы»? — спросил Алёша.
— Часть богослужения перед Литургией, — так же тихонько пояснила бабушка Даша.
Но вот Часы прочитаны, в Царских вратах отдёрнута занавесь, и на весь храм раздаётся торжественный голос отца Михаила:
— Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков...
И тут вступил хор и громко и радостно пропел:
— Аминь!
— Это Литургия? — спросил Алёша.
— Это Литургия, — ответила бабушка и перекрестилась. — Теперь давай молиться и ни на что не отвлекаться...
Вчера вечером она рассказывала Алёше о Литургии, но сегодня он почти ничего не помнил из этого рассказа. Только помнил, что Литургия — главное христианское богослужение, потому что на нём совершается превращение вина и хлеба в Тело и Кровь Христовы. Но, услышав «Господи, помилуй!», он успокоился и перекрестился.
Когда читали Апостол и Евангелие, он стоял, наклонив голову. Когда весь храм запел «Верую», Алёша подпевал окончания слов, а когда начали петь «Отче наш», Алёша вспомнил, что в кармане у него лежит «Детский молитвослов», достал его, нашёл «Отче наш» и вместе со всеми пропел эту молитву.
Но вот усатый чтец начал читать молитвы перед причастием.
— Когда будем к чаше подходить, — наставляла Алёшу бабушка, — назовёшь своё полное имя — Алексей — и откроешь рот. А ручки на груди сложишь, крест-накрест, правая сверху...
Открылись Царские врата. Через них вышел отец Михаил с чашей в руках.
— Со страхом Божиим и верою приступите!.. — призвал он всех.
Причастники опустились на колени и поклонились Святым Дарам до земли, и Алёша поклонился вместе со всеми.
Батюшка прочёл молитву перед причащением. Причастники, скрестив на груди руки, один за другим подходили к чаше. Дошла очередь до Алёши.
— Алексей, — сказал он громко и открыл рот. Отец Михаил вложил ему в уста ложечку со Святыми Дарами. Он проглотил их сразу, как учила бабушка, поцеловал чашу и пошёл к столику, где причастников ждала тёплая сладкая запивка и кусочки просфоры.
— Поздравляем!.. — с улыбкой говорили ему. Он вежливо кивал в ответ — ничего отвечать ему не хотелось. Вскоре тёплая волна разлилась по всему его телу.
Но вот причастились все. После нескольких священнических благословений Литургия кончилась. Отец Михаил дал всем поцеловать крест, а потом начался молебен. Молебен был с водоосвящением, и на столик перед священником поставили большую чашу с водой. Алёша слушал молебен сосредоточенно — он даже закрыл глаза, чтобы ни на что не отвлекаться. Как вдруг холодная волна окатила его с головы до ног!..
Алёша вскрикнул и открыл глаза. Люди вокруг улыбались — отец Михаил кропил всех святой водой.
— Видишь, какая на тебе благодать... — сказала ему бабушка Даша. Она и сама была облита святой водой, но не вытиралась, а ждала, пока вода высохнет.
Служба кончилась. К ним подбежала Лиза и сказала:
— Дарья Фёдоровна! Батюшка благословляет вас с Алёшей на трапезу!
— Спаси Господи, — ответила бабушка. — Тогда я пойду, в трапезной помогу. Лиза, не бросай Алёшу!
Лиза и Алёша вышли на улицу. Серые утренние тучи превратились в белые клочковатые облака, которые пытались спрятать солнце, но уже не могли этого сделать.
— А как Митькину маму зовут? — спросил Алёша.
— Тётя Тамара, а что?
— Она меня в гости сегодня пригласила.
— Пойдёшь?
— Не знаю... Неудобно как-то...
— Можем вместе пойти, если хочешь, — сказала Лиза.
И тут из домика возле храма вышел дядя Серёжа и помахал им рукой — на трапезу пора!
Трапезная была не очень большая, и почти всю её занимал огромный стол, возле которого стояли длинные лавки. В углу висело несколько икон. Народу было порядочно, но им с Лизой местечко нашлось. Но вот в трапезную вошёл отец Михаил.
— Помолимся! — сказал он.
Все встали и пропели хором «Отче наш», а отец Михаил благословил стол. Несколько женщин, и среди них бабушка Даша, стали разливать первое. Всем налили полные тарелки, и Алёше тоже. Отказываться он постеснялся, но понял, что от такой порции лопнет. Но до чего же борщ был вкусен! Алёше показалось, что такого борща он не ел ещё ни разу в жизни. Когда он опомнился, то обнаружил, что тарелка уже опустела. И тут отец Михаил спросил:
— Вкусный у нас борщ, Алексей?
— Вкусней, чем у мамы! — воскликнул Алёша.
Все засмеялись, а Алёша смутился.
— Правильно, — поддержал его батюшка. — В церкви всё вкуснее, чем дома. Здесь всякое дело по благословению делается...
После борща на стол поставили огромные миски. В них было второе — картошка с мясом. Ещё на столе была разная зелень — салат, петрушка, лук — но Алёша больше не мог съесть ничего. Однако, когда к чаю подали пирог с вареньем, не хуже тех, что пекла бабушка Даша — Алёша съел два куска и выпил две чашки чая.
За чаем начались разговоры. Прихожане задавали батюшке вопросы, он старался ответить. Алёша не всегда понимал, о чём идёт речь и не очень следил за разговором. Как вдруг одна женщина спросила:
— Батюшка, а почему воскресенье называют «малой Пасхой»?
— А как же иначе! — ответил отец Михаил. — Большая Пасха, Великое Воскресение Христово — наш главный праздник. Но он бывает однажды в году. А мы, слабые люди, порой забываем о главном смысле нашей веры. А в чём он, этот смысл?
— В том, что Христос воскрес! — крикнула Лиза.
— Воистину воскрес, Елизавета, — откликнулся отец Михаил. — И Своим Воскресением победил смерть. А чтобы мы этого не забывали, Матушка-Церковь назвала главный день недели, посвящённый Господу, воскресеньем... А помните, как Преподобный Серафим встречал каждого, к нему приходящего?
И вдруг дядя Серёжа сказал громко и радостно:
— «Христос воскресе, радость моя!..»
— Воистину, брат Сергий! — ответил отец Михаил. — Ну вот мы и вспомнили, почему у нас сегодня такой замечательный праздник — «малая Пасха»... Спаси вас Господи!
Он поднялся, и все встали вместе с ним... Пропели молитву после трапезы. Когда Алёша с Лизой вышли из трапезной, отец Михаил стоял возле крыльца среди народа.
— А ну-ка, рабы Божии, идите сюда! — позвал он их.
Они подошли. Он вытащил из кармана две большущие конфеты и дал им. И сказал Алёше:
— Будем рады тебя видеть. Придёшь в воскресенье?
— Приду, — ответил Алёша.
— А кто твой святой? — спросил батюшка.
Алёша вспомнил вчерашние бабушкины слова.
— Алексий, человек Божий, кажется? — сказал он.
— Вот и тебе, Алёша, надо Божиим человеком становиться. Пусть это будет главная цель во всей твоей жизни...
Они с Лизой ждали бабушку Дашу, которая задержалась в трапезной. Солнце окончательно разогнало тучи, и только редкие белые облака проплывали по голубому небу.
— Странно, — сказал Алёша. — Всего неделя прошла, как я приехал, а кажется, уже целый месяц.
— Это значит, ты жил полной жизнью, — сказала Лиза.
— Как это? — не понял Алёша.
— Много было всяких событий, — пояснила она. — Ведь много?
— Даже слишком, — сказал Алёша.
<<==  ♦♦♦  ==>>

Мы благодарим каждого пользователя, внесшего посильный вклад в развитие сайта. Спасибо за помощь!
Понравился сайт? Внесите вклад в его развитие, пожертвовав любую сумму на один кошелёк:
Серия «Троецарствие»