Статистика:

Заходите... Смотрите... Читайте...

Справочник по ремонту велосипедов



Знайте свой велосипед
Настоящая книга написана с целью помочь вам содержать свой велосипед в оптимальном рабочем состоянии. Вы найдете здесь всю информацию, которая может потребоваться вам как владельцу велосипеда — вы узнаете и что именно вам нужно делать, чтобы ваш велосипед работал безотказно, и как устранять возникшие неполадки.
Подход, взятый на вооружение автором этой книги, прост — сначала определить проблему, затем определить причину, и только потом продемонстрировать, как ее следует устранять. Автор все объясняет максимально системно, сначала рассказывает о том, что может быть причиной проблемы, затем говорит об инструменте, который требуется для устранения данной проблемы, а также о том, как воспользоваться обычным инструментом вместо специального, после чего переходит к пошаговым инструкциям собственно устранения самой проблемы. Книга богато иллюстрирована, в ней также есть таблица устранения неисправностей, так что просто бегло взглянув на нее, вы сразу определите, что именно вам нужно.
В книге рассматриваются главным образом современные велосипеды, обычные велосипеды с механизмом переключения передач и специальные горные. Однако на страницах данной книги вы также найдете детальное описание оборудования, используемого и на других моделях, к примеру, на складных велосипедах, родстерах и даже складных переносных велосипедах. Приводятся здесь и полные инструкции по обслуживанию трехскоростных втулок, барабанных и ролико-рычажных тормозов, а также динамо-машин для фар.
Вот так, возможно, выглядит ваш велосипед спереди.
Слева: дорожный велосипед. Справа:горный велосипед
°°°

Компоненты велосипеда
Прежде чем приступать к обслуживанию и уж тем более — к ремонту велосипеда, необходимо знать его составные части и их названия. Вкратце опишу основные компоненты велосипеда. Компоненты можно рассматривать и как единое целое, как узел, и как набор групп. Велосипед состоит из следующих основных функциональных групп:
Передняя часть обычного дорожного велосипеда с совмещенными рычажками переключения передач и тормоза.
°°°

Компонентные группы
До недавнего времени нередко можно было увидеть вполне качественный велосипед, оборудованный компонентами, выпущенными разными производителями. Тормоза у таких велосипедов были одной фирмы, механизмы переключения передач — другой, втулки — третьей, а втулки для системы — четвертой. Сегодня дело обстоит совершенно не так, теперь большинство составляющих продаются в сборе, группами, или компонентными группами. Благодаря в основном широкомасштабной рекламе и одновременно мощному коммерческому давлению со стороны двух основных производителей компонентов (Shimano и Сampagnolo) стало модным приобретать велосипед с подобранным набором компонентов, велосипед унифицированный. Фирмы-производители вынуждены покупать все компоненты у одной фирмы, а не выбирать у многих то, что им кажется наиболее подходящим для той или иной модели. С потребителями в этом случае, как видим, не советуются.
Такое положение дел — я его называю «унификационная истерия» — вполне устраивает двух основных производителей компонентов, которые действительно научились делать практически все, что касается велосипеда. Однако данное обстоятельство совершенно не устраивает тех производителей, которые специализируются на выпуске одного-единственного компонента. В результате все той же унификационной истерии производители отличных тормозов и великолепных втулок для системы столкнулись с серьезными проблемами, поскольку фирмы, выпускающие велосипеды, которые совсем недавно покупали у них эту продукцию, теперь стремятся к унификации, и либо берут у компании Shimano все, либо ничего. Но даже приобретая детали у одного производителя, им приходится выбирать между многими группами.
Все это заставило небольшие компании, производящие запчасти для велосипедов, разрабатывать и выпускать свои собственные компонентные группы. Так, изготовитель втулок и механизмов переключения передач компания SunТоur совместно с производителем тормозов Dia-Соmре и изготовителем втулок SR выпустила свою компонентную группу с названием SunТоur на каждой составляющей. Аналогично поступают и некоторые европейские производители, они кооперируются и представляют свои компонентные группы Маvic, Simplex, Моdolo, Оfmegа или Sacha, в каждой из которой вы найдете детали от других производителей.
В результате сузился выбор как для производителей, так и для потребителей. Но что еще хуже — крупные фирмы последовательно и старательно лишают велосипедную промышленность ее самых основных благ — взаимозаменяемости узлов. В настоящее время все компоненты проектируются и изготавливаются таким образом, чтобы потребитель не мог полностью заменить одну часть велосипеда другой, выпущенной другим производителем. Иначе говоря, узлы от разных производителей стали невзаимозаменяемыми. Прибавьте к этому ужасающую тенденцию не производить и не хранить на складах мелкие запчасти и детали, что приводит к необходимости едва ли не ежегодно заменять весь узел целиком, и вы поймете — основные производители велосипедов воспитывают в потребителях стремление просто выбросить велосипед. А что еще остается делать с велосипедом, к которому невозможно подобрать нужных узлов?
Человеку, привыкшему к велосипеду, не остается ничего иного, кроме как экспериментировать, пытаться заменять детали и узлы методом проб и ошибок. Сейчас уже невозможно заранее сказать, подойдет ли к той или иной машине тот или иной узел, даже очень похожий на требуемый, и можно ли отремонтировать забарахливший имеющийся. В лучшем случае у потребителя остается одна возможность — либо носить свой велосипед, либо искать более-менее подходящий нужный компонент в мастерской, в противном случае никто не сможет дать гарантию, что новый узел или деталь совместится со старыми.
 
°°°

Краткое описание функциональных узлов
В этой части автор вкратце расскажет о различных функциональных узлах, составляющих любой велосипед. Будем считать, что ниже приводится описание велосипеда и его компонентов.

Обычный приводной механизм современного велосипеда с механизмом переключения передач.

Колёса
Колеса, — их автор рассматривает в главах 4 и 5 — имеют эластичные камеры и отдельные гибкие покрышки, за исключением тех, какими оборудуются настоящие гоночные велосипеды — на них ставятся трубчатые шины. Шина одевается на алюминиевый обод, который удерживается на втулке при помощи спиц. Загнутым концом спица крепится к втулке, а вторым вкручивается в небольшие трубки в ободе. Втулка колеса фиксируется на раме или вилке гайками, которые наворачиваются на ее ось, либо с помощью быстросъемного механизма.

Трансмиссия
Трансмиссия состоит из частей, благодаря которым движущая сила велосипедиста, иначе — крутящий момент, передается на заднее колесо. Как описано в главе 6, трансмиссия состоит из втулки с шатунами и педалями, цепных колес и блока механизма свободного хода, установленного на втулке заднего колеса.


В настоящее время под системой передачи обычно подразумевается механизм переключения передач, хотя и втулочная передача также еще используется. Система механизма переключения передач состоит из переднего и заднего механизма переключения передач, которые перемещают цепь с одной комбинации цепного колеса и звездочки на другую, механизма управления переключения передач (манетки), установленного либо на руле, либо на нижней трубке рамы (в зависимости от типа велосипеда) и гибких тросов, соединяющих манетки с механизмом переключения передач. За последние годы втулочное переключение скоростей сильно усовершенствовалось, поэтому можно ожидать, что в ближайшее время оно появится на велосипедах, предназначенных для езды по городу. Уход и ремонт за системами переключения передач детально описаны в главах 7 и 8.
Система передачи механизма переключения передач.

Тормоза
Тормоза также обычно управляются посредством гибких тросов, связывающих установленные на руле рычаги с собственной тормозной системой. Нажатием на рычаг велосипедист приводит в движение две тормозные колодки, которые, прижимаясь к боковым частям обода, останавливают вращение колеса. Существуют также и специальные тормоза, которые монтируются внутрь втулки колеса. Обслуживание и ремонт тормозов, внешних и установленных внутри втулки, автор рассматривает в главах 9 и 10 соответственно.

Система рулевого управления
Система управления, которая детально описывается в главе 11, включает в себя части, позволяющие уравновешивать велосипед и управлять им. Сюда входят передняя вилка, руль, вынос руля и подшипники рулевой колонки. Эта группа позволяет системе управления поворачивать с помощью руля переднее колесо относительно остальной части велосипеда.
Компонентная группа, изготавливаемая фирмой Campagnolo. Хотя основным производителем компонентных групп является компания Shimano, многие другие производители поставляют на рынок компонентные группы наподобие показанной на фотографии.

Рама
Детально рама рассматривается в главе 12. Это основная часть велосипеда, его хребет, на который устанавливаются другие его компоненты. Рама состоит из нескольких трубок, соединенных между собой сваркой или пайкой. Основная рама включает в себя переднюю трубку, верхнюю, нижнюю и седельную трубки), а также несколько пар небольших трубок, составляющих задний треугольник (верхняя и нижняя задняя вилка). Кроме того, в раму входит каретка, расположенная в точке, где нижняя и седельные трубки соединяются с нижней задней вилкой, а также выступы, на которых крепится задняя ось. К счастью, ремонта рама практически не требует, ну разве что только когда одна из трубок сильно погнется или треснет. Правда, в этом случае рекомендуется покупать новый велосипед.

Седло
Седло устанавливается в подседельную трубку, которая в свою очередь вставляется и крепится зажимом в седельную трубку. Высота и угол наклона седла регулируются зажимными устройствами, которые удерживают седло в подседельном штыре, а его самого — в трубке рамы. Этот узел мы детально рассмотрим в в главе 13.

Дополнительные принадлежности
Этими компонентами оборудуются все велосипеды. Уход и/или установка регулятора положения седла, светового оборудования, багажника (и плоского, и в виде сумок), крыльев (грязезащитных устройств) и других небольших деталей мы рассмотрим в главе 14.
Городские велосипеды, подобные этому, были разработаны в Европе, а сейчас пробиваются на американский рынок. Фактически это те же горные велосипеды, оборудованные различным набором дополнительных принадлежностей: багажником, защитным кожухом цепи, откидной стойкой для упора велосипеда, крыльями и небольшой велосипедной фарой.
°°°


Гостям рад!!!